Аэрокосмический курьер 2005.02
В дни празднования 60-летия Победы о событиях Великой Отечественной войны рас- сказывают и пишут чуть ли не ежедневно. Между тем их непо- средственных участников остается, к сожалению, все меньше и меньше. С одним из них — летчиком, дважды Героем Советского Союза, маршалом авиации Александром Николаевичем Ефимовым беседует корреспондент «Аэрокосмического курьера» Светлана Федорович.
— Александр Николаевич, Вы прошли практически всю войну, совсем юным участво- вали в боевых действиях нашей авиации в 1942 году. Что могли бы сказать, памятуя о произошедшем?
— Вторая мировая война бы- ла, как известно, одной из самых жестоких и кровопролитных за всю историю человечества. Она принесла много бед и потерь. Об этом необходимо помнить — в назидание потомкам, поскольку сегодня ни одна страна мира не застрахована от военной катастрофы. Чем дальше отдаляется эта война, тем большую ответственность несем мы, ветераны Второй мировой. Я говорю сейчас не только о нас и наших союзни- ках, но и о тех, кто воевал на противоборствующей стороне. Мы должны, рассказав всю правду о войне — и героическую, и трагическую, — пробу- дить в молодежи разных стран стремление к миру и согласию. Сегодняшнее поколение не должно видеть других людей через перекрестье прицела.
— Насколько мне известно, именно примирение и согласие стали целью международного марафона Победы, проходившего под непосредственным патронажем Президента России?
— Группа российских ветеранов, в состав которой входил и я, около месяца путешествовала по столицам стран, участво- вавших во Второй мировой войне. Мы посетили Великобританию, Италию, Францию. Встречались, надо сказать, и с друзьями, и с бывшими недругами, причем лозунгом этих встреч было единство. К примеру, итальянские ветераны, в том числе воевавшие в составе альпийских стрелков (а их, как известно, немало полегло на советской земле), были единодушны: именно примирение должно стать основой нашего сотрудничества. Признаюсь, особенно волнующим для меня стало посещение Парижа. Так получилось, что я и летчики эскадрильи «Нормандия—Не- ман» в одно и то же время начали свой боевой путь в 1 воздушной армии. Ветераны с большим волнением вспоминали минувшие дни.
Итогом всех зарубежных встреч стало решение о созда- нии в России Международного клуба ветеранов Второй миро- вой войны «Примирение». Его учредителями станут Фонд «По- беда-1945», Комитет поддержки ветеранов, Международная ассоциация ветеранских организаций. Впрочем, вступить в клуб могут также ветераны всех войн и конфликтов последних лет. Эту идею поддержали представители Великобритании, Германии, Франции и Италии. Теперь дело за Японией и Китаем.
Следует отметить, что финансирование новой организации будет осуществляться за счет членских взносов, а не государственных субсидий. Очень хочется, чтобы к нам смогли приехать не только ветераны, но и их дети и внуки. Пусть посмотрят, в опровержение многочисленным слухам, какой стала сегодняшняя Россия.
К слову сказать, на заседании Российского организационного комитета «Победа», состоявшемся не так давно в Орле, я рассказал нашему президенту об этом решении. Владимир Путин его одобрил, отметив, что хорошо бы эту идею побыстрее претворить в жизнь. Так что надо действовать.
— Какую работу провел Российский организационный комитет «Победа», заместителем председателя которого Вы являетесь, в ходе подготовки к юбилею?
— Перечень проведенных мероприятий займет слишком много времени. Поэтому вкратце скажу, что особое место в работе Комитета занимает социальная программа, в частности поддержка ветеранов. Вы, наверное, слышали о ежемесячной доплате ветеранам ВОВ? Есть в этом и наша заслуга. Не забываем и о культурной составляющей. Принимаем ак- тивное участие в издании в том числе мемуарной литературы, создании фильмов о войне. Хотели бы создать свою радиостанцию, благо есть и кадры, и аппаратура, и богатейшая фонотека, но поддержки в Министерстве культуры пока не нашли — нужны деньги, и немалые…
— Но давайте вернемся к военным годам. Какая роль отводилась и какую — в конечном счете — сыграла авиация в победе над врагом?
— К сожалению, предвоенная концепция строительства военно-воздушных сил Красной армии была несовершенной. Больше думали о числе, а не о качестве самолетов. Авиационная промышленность была загружена выпуском в основном старых моделей машин, а производство новых только начи- налось. Впрочем, даже новые модели имели много недостат- ков: строились быстро, а на их освоение и обучение летчиков времени не хватало. Самолетный парк ВВС состоял в основном из истребителей и ближних бомбардировщиков. Специального самолета для поля боя не было. Авиационные конструкторы в спешном порядке разрабатывали эскизные проекты истребителей танков, но они отвергались или не могли уложиться в тактико-технические требования из-за маломощности моторов.
Да и организационная структура военно-воздушных сил была построена совершенно неверно — авиация подчинялась сухопутным войскам. Только в мае 1942 г. Сталин с большой неохотой дал согласие на создание воздушных армий.
Добавлю, что согласно этой концепции основной ударной силой Красной армии при осуществлении поддержки назем- ных войск считалась штурмовая авиация. Однако к началу войны с Германией она составляла незначительную часть ВВС КА. Да и та работала по принципу: «Авиация — воздушная кавалерия». Но с наскока, как стало ясно уже в первый месяц войны, фашистов было не одолеть.
Первый полноценный штурмовой самолет — бронированный Ил-2 начал серийно выпус- каться с марта 1941 г. Кстати, удельный вес штурмовой авиации изменялся по периодам войны. Если в начале ее он не превышал 0,2% (по новым типам самолетов), то на втором составлял 23%, а на завер- шающем этапе войны в некоторых воздушных армиях дости- гал 30-35%.
В конечном счете мы победили, но какой ценой? Будь у нас количество штурмовиков не 0,2, а хотя бы 8-10% от общей боевой численности ВВС, немецкие танковые клинья были бы обломаны далеко на западе.
— В своей книге «Штурмовики идут на цель» Вы буквально поете дифирамбы самолету Ил-2…
— И это справедливо. Эффект применения Ил-2 был потрясающим. Стреляя из пушек и пулеметов, ракетных установок, сбрасывая сотни килограммов бомб, самолет сеял панику в стане врага, уничтожал его живую силу и технику. Огневая мощь Ил-2 была особенно необходима для борьбы с танками. Если в первые месяцы войны, когда противник имел значительное численное преимущество, нашим наземным войскам приходилось уничтожать вражеские танки из противотанковых ружей, гранатами, бутылками с горючей смесью, орудиями прямой наводки, то теперь у них появился мощный помощник. И забывать это никак нельзя.
Еще при контрнаступлении под Москвой особенно досталось от краснозвездных штурмовиков танковым соединениям генерала Гудериана. К моменту начала боев на Курской дуге штурмовиков снабдили противотанковыми авиационными бомбами кумулятивного действия, способными проби- вать самую толстую танковую броню. Танки и самоходки вра- га горели под Курском, Орлом, в Белоруссии и Польше, под Будапештом и Берлином. Сухопутные войска, используя ре- зультаты ударов Ил-2, переnходили в наступление, срыва- ли контрудары противника и успешно преследовали его.
— Но самолет и летчик — это единое целое. Без высокой выучки пилота и его мас- терства даже на самой совершенной машине победу не одержать. Тем более, когда речь идет о таком опытном противнике, как люфтваффе. Какими же качествами должен был обладать советский летчикштурмовик времен войны, чтобы не проиграть битву?
— Война — тоже работа. И делать ее надо грамотно. В бою недостаточно только смелости и героизма — воевать надо уметь. Это искусство мы постигали непосредственно в боевых полетах. Иногда летчика-штурмовика спрашивали: «За что вы получили награды?» Подвиги летчика-истребителя, например, оцениваются в основном количеством сбитых им самолетов противника. У нас оценить результат сложнее. Никто, кроме товарищей, не видит, что ты конкретно сделал. Конечно, вслед за штурмовым ударом производится фотографирование. Но фотография может не получится, да и момент съемки не всегда совпадал со взрывом. Очень важными были оценки сухопутных войск.
Была ли в боевых успехах какая-то закономерность? Конечно, была. Везло обычно тем, кто проявлял в бою смелую инициативу, основанную на умении, на отличном знании техники, ее боевых возможностей. На фронте мы не раз убеждались в этом на примере товарищей, сочетавших боевой риск с обоснованным, точным расчетом, влиявшим на ход и исход боя. Мы поняли и то, что знания, умение, воля к победе, помноженные на хладнокровие и выдержку в борьбе с врагом, являются основой науки побеждать.
— Александр Николаевич, в заключение наше беседы — несколько напутственных слов нынешнему поколению российских авиаторов.
— Вот мы сегодня жалуемся, что в авиацию не идет моло- дежь. А ведь она идет. Может быть, не столь массово, как нам хотелось бы, но это другой вопрос. Но все же энтузиасты есть, и я бы, безусловно, желал, чтоб их число росло. А в общем, надо признаться, небо «затягивает» человека. По опыту знаю, поскольку три моих сына и внук тоже стали авиаторами, авиа- ционными инженерами. Но уж если пришел в авиацию, отда- вай ей всего себя, иначе толку не будет. А кроме того, не забывая уроков истории, как я уже говорил, постарайся смотреть на происходящее трезвым, современным взглядом.
Информация с сайта http://www.aeroreview.ru