"Сельская жизнь" Раиса ГУБАНОВА
Когда над Красной площадью в Москве гремел праздничный салют Победы, штурману авиации Александру Ефимову было всего двадцать два. Отвага и героизм его были высоко отмечены Родиной, на груди капитана сияли две Золотые звезды Героя Советского Союза. Сегодня таких ветеранов войны, которые пропахали всю войну “от звонка до звонка”, можно пересчитать по пальцам. Низкий поклон всем им, кто более шестидесяти лет назад ринулся в смертельный бой.
Как воевал, так и живет сегодня маршал авиации Александр Николаевич Ефимов. Во время войны командовал эскадрильей штурмовиков в составе 4-й Воздушной армии. Затем окончил Военно-воздушную академию Генерального штаба, был первым заместителем Главкома ВВС, а с 1984 по 1990 год – Главнокомандующий ВВС, заместитель министра обороны СССР. И ныне, хоть уже восемь лет в отставке, не сидит без дела – заместитель председателя (председатель – глава государства В.В. Путин) Российского оргкомитета “Победа”. Президент Международного благотворительного общественного фонда “Победа – 1945 год”. В городе Миллерово Ростовской области установлен Герою бронзовый бюст.
С нашим собеседником мы возвращаемся в тот трагический июньский день, когда началась война. Каким было для Александра Николаевича Ефимова это воскресное утро?
– Учился я тогда в Ворошиловградской (ныне город Луганск) авиационной школе пилотов. В воскресенье утром дежурный сообщил, что ко мне приехали мать и сестра. Побежал в комнату для посетителей. На столе увидел графин с водой, а рядом, в вазе, букет свежих полевых цветов. Мама молча обняла меня, а потом тихо произнесла: “Вот ты и летчик! Только ты, сынок, летай пониже и потише”.
Только успел посадить мать с сестренкой на трамвай и помахать им рукой, как тут же, на улице, услышал, что фашистская Германия напала на нашу страну. Первым естественным порывом курсантов было – немедленно на фронт. Но начальник училища сказал, что командование считает необходимым продолжить наше обучение. Фронту нужны умелые летчики.
– Знаю, что вы родом из села Кантемировка Воронежской области. Интересно, а откуда у сельского мальчишки увлечение авиацией?
– Однажды зимой на площадь перед церковью произвел вынужденную посадку учебный самолет. И стар и млад прибежали посмотреть на невиданное чудо – аэроплан. Мальчишки буквально облепили машину, никакие уговоры летчиков не помогали.
Мой путь в авиацию начинался через увлечение авиамоделизмом. Почти в каждой школе были такие кружки. Наша семья из Воронежской области перебралась в Миллерово, там прошли детство и юность, оттуда
уехал в Ворошиловградское летное…
– На фронт вы попали в августе 1942 года. Как встретили курсантов бывалые фронтовики?
– В штурмовом полку мы сразу почувствовали, что попали в дружную боевую семью. Нас с Толей Украинцевым буквально забросали вопросами: откуда родом, комсомольцы ли мы, из какого училища прибыли, велик ли налет на штурмовике? У бывалых фронтовиков и необстрелянных юнцов быстро налаживались отношения, всех сплачивала общая опасность.
Для нас была составлена специальная программа ввода в строй. Изучали инструкцию по эксплуатации самолета, материальную часть, аэродинамику, самолетовождение, тактику, район полетов. Учебных классов на фронте, естественно, не было, заниматься приходилось прямо на аэродроме, в блиндаже, где механики ремонтировали и чистили оружие, снятое с самолетов. Привлекали нас и к выполнению разных работ на штурмовиках при подготовке их к боевым вылетам.
– Похоже, напутствие мамы – летать пониже и потише – вы совсем не собирались выполнять. Когда и за что были представлены к высшим наградам Родины?
– Меня нередко спрашивают, сколько я сбил вражеских самолетов. Но я ведь был не летчиком-истребителем, а штурмовиком. Героя получил за уничтожение техники и живой силы противника.
Была тогда малая “норма”: звание Героя Советского Союза присваивали за сто боевых вылетов. К первой Звезде я был представлен в октябре 1943 года, а получил ее в марте 1944-го, вторую мне вручили 18 августа 1945 года. За войну я совершил 222 боевых вылета. Хоть и не был истребителем, но сбил семь самолетов противника и на аэродромах уничтожил 85 машин. На моем счету и 126 танков, и много другой вражеской техники.
Хоть я и несуеверен, но в
моей судьбе всегда присутствовала цифра “2”. Посудите сами, летал на штурмовике Ил-2, и номер у него был тоже два, командовал второй эскадрильей, совершил 222 боевых вылета, два раза меня сбивали, стал дважды Героем, войну закончил в 22 года, даже две академии военные окончил.
– А что собой в годы войны представляла штурмовая авиация?
– Штурмовая авиация (ША) в те годы прошла самостоятельный путь развития. За время войны она сделала почти 650 тысяч самолето-вылетов, большинство из них приходилось на поражение целей, которые находились за линией фронта чуть ли не за 10 километров. Действуя на средней и малой высоте, мы наносили удары по железнодорожным узлам и эшелонам врага, различным мостам и понтонным переправам. Но чаще всего штурмовики действовали непосредственно над полем боя, помогали наземным войскам уничтожать идущую в атаку бронетехнику противника и цепи автоматчиков. Огнем мощного бортового оружия выкуривали гитлеровцев из окопов и траншей переднего края. Атаковали артиллерийские и минометные батареи. Выполняли задачи воздушной разведки…
В годы войны на самолете-штурмовике не было совершенных систем и приборов. Летчик полагался лишь на свое зрение. Только так он мог выдержать безопасную высоту полета и маршрут, а затем отыскать цель визуально.
Летчики-штурмовики вписали не одну яркую страницу в героическую военную летопись наших ВВС. Каждый третий летчик – Герой Советского Союза из штурмовой авиации. 24 из них были удостоены этого высокого звания дважды.
– Вы воевали под началом прославленных полководцев, встречались со многими знаменитыми людьми. Кто запомнился больше всего?
– Очень хорошо знал маршала Константина Константиновича Рокоссовского. Он был командующим 2-м Белорусским фронтом, на котором я воевал. Это был высокообразованный, интеллигентный офицер, блестящий стратег, отличный психолог. Часто доводилось присутствовать при его разговорах с подчиненными, и я ни разу не слышал от него грубого слова.
Очень уважал и командующего 4-й Воздушной армией Константина Андреевича Вершинина. Талантливейший человек. Личность!
Еще об одной встрече хочется сказать особо. В начале 1944 года в районе Смоленска, где в то время базировался наш полк, на фронте наступило затишье, и мне предоставили краткосрочный отпуск домой в Миллерово. На другой день зашел к знакомому, который ехал встречать Михаила Шолохова, взял меня. Так я познакомился с прославленным писателем. Мы подружились, и наша дружба длилась многие годы. Можно сказать, что я был одним из первых читателей его рассказа “Судьба человека”.
Поэт Феликс Чуев посвятил нам с Шолоховым одно стихотворение. Называется оно “Донские орлы”. В нем есть такие строчки:
Делаем снимки,
рисуем портреты,
Пишем поэмы и просто слова –
Все для того,
чтобы кто-нибудь, где-то
К ним прикоснулся
хотя бы едва.
И ощутил, дескать,
были такие,
Жили – дружили,
как мы, наяву,
Сквозь времена
проходили тугие,
Землю потрогали и синеву…
Даже пусть в душах
свершится обнова,
Внуки почувствуют
в сроки свои
Маршала неба и маршала
слова –
Двух земляков по степи
и крови.
Оба – защитники сути и духа…
Михаил Александрович не один раз уговаривал меня записать свои воспоминания о войне, говорил, что это очень важное и нужное дело, нельзя его откладывать на потом. “Если возьмешься за перо, – говорил мне Шолохов, – постарайся забыть о своих генеральских погонах, пиши как летчик о том, что сам видел на фронте”. Работая над книгой, я постоянно помнил эти слова, они помогали мне не сорваться на оценку событий войны с позиций своего нынешнего положения.
Когда книга “Над полем боя” увидела свет, я с волнением вручил ее своему духовному наставнику. Шолохов одобрил мой труд, вернул экземпляр со своими пометками. Во многих местах он полностью вычеркнул целые предложения, предлагая на полях свою редакцию. При переиздании книги я учел все его замечания и советы.
Александр Николаевич, от всей души поздравляем вас с наступающим юбилеем Великой Победы, Вашей Победы. Низкий вам поклон от всех нас, кто живет сегодня под мирным небом.
Информация с сайта http://www.sgazeta.ru